О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Страница 3

Полиэтнические сообщества в настоящее время в России, да и в других странах мира, являются неотъемлемыми структурными компонентами общества. Образуются такие сообщества вследствие территориальной миграции народов и народностей различных национальностей, их диффузного взаимопроникновения. В результате возникают локальные социально-территориальные системы, в которых общественная составляющая многонациональна. Естественно, что первичные коллективы, складывающиеся в таких системах по производственно-трудовому, образовательному признакам, а также для совместной общественной деятельности, включают в себя представителей разных национальностей. Молодёжные сообщества в таких социально-территориальных системах не составляют исключения, они также полиэтничны.

Любое сообщество образуется с целью совместной жизнедеятельности и для совместного выполнения тех или иных функций, среди которых реализуется и воспитательная функция. Воспитание членов сообщества происходит как в процессе их спонтанного взаимодействия, так и организованно. Организованное воспитание представляет собой педагогическое явление с чётким разделением функций между воспитателями (педагогами) и воспитанниками, когда первые осуществляют целенаправленную деятельность по формированию тех или иных качеств личностей и социальных групп (коллективов), а вторые включены в совместную деятельность, в которой эти качества формируются.

Педагогические явления происходят в любых разновозрастных и полиэтнических сообществах, но особое значение они имеют для молодёжных сообществ. Молодёжь – преемственное поколение, которое благодаря воспитанию воспринимает самое существенное из опыта старших и призванное в дальнейшем стать хозяином общественной жизни. Поэтому чрезвычайно важно для настоящего и будущего, какими личностными чертами овладеют молодые люди в процессе их образования и воспитания.

Одним из важнейших принципов воспитания молодёжи является принцип народности. Научное обоснование этому принципу было дано выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским [79]. Сущность народности в воспитании заключается в том, что источником воспитания является не что иное, как веками и тысячелетиями складывающаяся народная культура, выраженная в языке, фольклоре, традициях, обычаях и творениях того или иного народа. «Принадлежность человека к тому или иному народу, ‑ пишут современные этносоциологи Ю.В. Бромлей и Р.Г. Подольный, ‑ определяется в конечном счёте воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался» [13; 30].

Идею народности в воспитании в настоящее время развивают современные этнопедагоги [7], [17], [50], [68] и др. Одним из основоположников современной российской этнопедагогики является чувашский педагог Г.Н.Волков [17]. Однако, в трудах большинства этнопедагогов развивается идея воспитания подрастающего поколения внутри того или иного этноса. Культура же межэтнических отношений лучше всего прививается в полиэтнической среде.

Вопросам воспитания в полиэтническом сообществе в современных изданиях посвящены работы [23], [46], [64] и др. В данной брошюре также рассматривается воспитание не внутри моноэтноса, а внутри полиэтнического сообщества. Это относительно новая ветвь этнопедагогики, которая обращена к воспитанию в суперэтносах, складывающихся на той или иной территории России вследствие взаимной социальной диффузии представителей различных национальностей. Российский Дальний Восток – одна из типичных территорий такого характера. На этой территории проживают представители более ста национальностей. В каждой группе детского сада, в каждом классе общеобразовательных школ, в студенческих аудиториях, неформальных и организованных молодёжных сообществах Дальнего Востока всегда присутствуют представители от трёх до восьми и более разных этносов.

Российский Дальний Восток много лет представляет собой территорию межнационального согласия. Это всегда замечают и отмечают приезжающие в селения и города дальневосточной России мигранты и гости, в том числе и зарубежные. Объяснение такому положению дел на данной территории вытекает из анализа истории заселения этой территории. Молодёжные сообщества в целом отражают эту традицию. Это видно из изучения межэтнических отношений в молодёжной среде, результаты которого приведены в разделах 2 и 3 данной брошюры. Абсолютное большинство молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью, одобряют дружбу между людьми разных национальностей и межнациональные браки, хотят больше знать о культуре своего и других народов, считают, что российский Дальний Восток должен быть свободной территорией для проживания на ней людей разных национальностей.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Факультативные занятия по иностранному языку
Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение учебных предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями. Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся ...

Определение, критерии и виды толерантности
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознан ...

Чертёж столика
Общий чертёж столика Чертёж ножки столика Чертёж столешницы столика Эргономическое обоснование изготовления столика Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осм ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.soulula.site