Механизм творческого воображения

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Важнейшими составными частями этого процесса является диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений.

Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. За процессом диссоциации следует процесс изменения. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений. Следы впечатлений человека движутся, изменяются. В этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их.

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. И, наконец, заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

«На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, - пишет О.М. Дьяченко, - когда воображение воплощается во внешних образах. Наличие потребности или стремлений приводит в движение процесс воображения, оживление следов нервных возбуждений, дает материал для его работы» [19, C. 18].

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Стремление воображения к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действительным, преображающим то, на что направлена его деятельность» [19, C.21].

Новости образования:

Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей
Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой ...

Определение, критерии и виды толерантности
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознан ...

Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы
Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, восходит к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII - начала XVIII в.в. – эпохи правления Петра I. В целом, до начала XIX века, становление государственной ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.soulula.site