Роль образования в формировании толерантности

Страница 3

создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;

формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие;

вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности учеников;

реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;

организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности;

обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. (5, с. 103-105).

Авторы так же подчеркивают то, что толерантный человек должен обладать синергетическим мышлением, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.

Синергетическая концепция определяет тенденцию к совместному, коллективному, нравственному воспитанию и обучению «мы-ориентацией» на основе взаимосвязи личной судьбы со множеством других судеб, сосуществования друг с другом, с природой, проявления уважения к себе и другим, к любым формам жизни в окружающей среде.

С позиции синергетики система образования представляется открытой, нелинейной, вариативной системой с множественными подходами и альтернативными путями развития, обеспечивающей удовлетворение потребности в деятельности ее участников. Принципы синергетики имеют много пересечений с принципами толерантности и включают:

взаимную активность участников взаимодействия;

открытость системы, постоянный обмен энергией, идеями, информацией с окружающей средой;

диалогичность, способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения;

свобода выбора – идея нелинейности развития подразумевает многовариантность, альтернативность, возможность выбора;

удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия. (5, с. 23-24).

Исследование М.Н. Губогло представлений школьников о толерантности позволило выявить, что именно семья в постсоветской России является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование этого качества и создается психологическая ситуация, обеспечивающая дальнейшее его развитие. Установлено, что атмосфера толерантности имеет исключительно важное значение для внутрисемейных отношений по той простой причине, что в условиях кризиса, когда общество переходит из одного состояния в другое, устойчивое состояние семьи становиться приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего национального статуса. (13, с. 106-107).

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. А так же процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).

Не можем не согласиться с О. А. Грива о том, что « проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей». (11, с. 251).

На основе изученного материала нами выделена модель среды, формирующей толерантное отношение, основными ее характеристиками являются:

Единство всех субъектов образовательного процесса и форм организаций их отношений, которые с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся;

Диалогичность. Это формирует способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения, человек овладевает культурой различий;

Субъект – субъектные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик», практика конструктивного взаимодействия и ориентация на процесс саморазвития;

Неоднородность социальной среды - демонстрация многообразия позиций, точек зрения, норм и правил поведения. Обеспечивает многовариантность, альтернативность и возможность выбора, самоопределения, развитие поведенческого репертуара.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования
Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций. В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование до ...

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14 % из них практически здоровы, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился терми ...

Теория развивающего обучения
В основу дано концепции Давыдов В.В. и Эльконин Д.В. положили гипотезу о ведущей роли теоретического знания, то есть учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация этой теории достигается формированием у учащихся теоретического ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.soulula.site